logo
+7 (495) 150-00-00

круглосуточно

Куда приведёт «последняя миля»: проблемы и перспективы доставки

Куда приведёт «последняя миля»: проблемы и перспективы доставки

В Санкт-Петербурге прошла конференция «ТрансЛогистика» – одно из основных отраслевых мероприятий Северо-Запада. В ней в качестве спикера принял участие исполнительный директор Сервиса «Грузовичкоф» Михаил Назаров: он рассказал о барьерах, трендах и перспективах развития услуги доставки «последней мили».

Доставка до конечного покупателя, как неотъемлемый сегмент всей цепи поставки товара, сейчас наиболее актуальна и динамически развивается одновременно с увеличением объемов заказов в направлении e-commerce. Так, об этом свидетельствуют цифры и показатели: согласно подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля российского e-commerce в 2022 году выросла более чем на 30% год к году, до 5 трлн. рублей. По оценке Data Insight, прогнозируемый объем e-commerce на российском рынке в 2023 году – 7,9 трлн. рублей. В прошлом году до потребителя доставлено 2,5 млрд заказов, при этом, около двух третей всех заказов в общем объеме «последней мили» были доставлены клиентам через ПВЗ. Прогнозируемое количество заказов в 2023 году – 4,5 млрд, что почти в два раза больше прошлогоднего показателя. 

Как отметил Михаил Назаров, в связи с актуальностью услуги растут и требования к ней. Ключевыми атрибутами для потребителя являются цена, скорость, бесшовность доставки, доступность, вариативность услуг и клиентоориентированность. 

«Сегодня заказчик не задумывается о том, как он получит товар, кто ему его доставит: процесс бесшовной доставки актуален и поставлен в приоритет, а также максимально интегрирован в саму покупку, – подчеркнул Михаил Назаров. – В этой связи перевозчику важна глубокая интеграция всех своих бизнес-процессов в технологию работы маркетплейса или производителя».

Кроме этого, значительно расширяется номенклатура заказываемых в интернете товаров, в том числе крупногабаритной техники, мебели, строительных и отделочных материалов, хрупкого груза и прочего. Доставка этого сегмента требует включения в услугу погрузо-разгрузочных, такелажных работ, а также дополнительной упаковки. И все это необходимо осуществлять круглосуточно, 365 дней в году, в нужное для клиента время и в удобном месте.

Понимая это, «Грузовичкоф» является гибким перевозчиком: Сервис может работать напрямую в рамках взаимодействия с конечным получателем, осуществляя доставку «последней мили» от точки консолидации, так и объединяться с крупными поставщиками и маркетплейсами, интегрируясь в их общую схему логистики.

«Мы выполняем доставку в том числе в рамках проекта «Грузовичкоф Бизнес» согласно требованиям компаний e-commerce, – сказал Михаил Назаров. – Приведу пример эффективного взаимодействия: одна из крупных DIY-компаний обратилась к нам за услугой доставки товаров конечному получателю. Вариативность нашего Сервиса, необходимый объем транспорта и эффективная автоматизированная маршрутизация заказов позволила значительно увеличить сроки и частоту доставки, а следовательно – и общую выручку. Кроме того, показатель удовлетворенности клиентов CSI за три месяца сотрудничества с нами вырос на 10%».

Также, сотрудничая с сервисом, один из дистрибьюторов продукции для инженерных систем получил возможность доставлять заказы «день в день». В результате выросла скорость доставки на 20%, удовлетворенность и частота заказов клиентов, а также увеличилась оборачиваемость товаров на складе. В итоге дополнительную полученную выручку компания может направить на развитие своего бизнеса, а значит, на увеличение прибыли в конечном результате.

Кроме этого, Сервис предлагает партнерам оформить услугу «подписка на экипаж с автомобилем»: машина с водителем и грузчиками передается в управление заказчику под его задачи в течение определенного периода времени. Это позволяет отказаться от непрофильных активов, снизить постоянные издержки, получить оптимальную стоимость услуги грузоперевозки.  

Среди проблем и барьеров доставки «последней мили» Михаил Назаров отметил соотношение цены и ценности услуги, ограниченность людских и производственных ресурсов, слабое взаимодействие субъектов цепочки доставки, а также распределение ответственности между ними.

«Актуальная проблема – недостаточное соответствие цены и ценности: зачастую клиенты не понимают, из каких компонентов складывается себестоимость доставки и почему иногда она может быть даже больше стоимости самого заказываемого товара. Грузоперевозка – это сложнейший многоэтапный процесс, который обеспечивает и сопровождает большое количество высококвалифицированных специалистов. Наша задача корректно аргументировать предлагаемый прайс с учетом стратегических целей и задач развития Сервиса. Я всегда говорю, что мы не дорогие, мы столько стоим, – пояснил Михаил Назаров. – Во-вторых, сегодня на рынке наблюдается значительная ограниченность людских и производственных ресурсов, что в разы усугубляется ростом закупочных цен на транспорт, запчасти и ГСМ. При этом, так как мы сфокусированы на отечественных производителях транспортных средств, то в меньшей степени ощущаем на себе издержки стоимости и доступности грузовых автомобилей и комплектующих к ним. Также на регулярной основе мы ищем инструменты привлечения, удержания и стимулирования персонала, в частности водителей, грузчиков, логистов, а также работаем над улучшением условий труда, повышением престижа профессии».

В качестве перспектив развития направления доставки «последней мили» в Сервисе «Грузовичкоф» определяют автоматизацию процессов, следовательно повышение их эффективности и оптимизацию издержек, развитие региональной логистики, консолидацию рынка перевозчиков, а также проектную логистику на паритетной основе и транспортный аутсорсинг. Эти меры позволят повысить качество услуги, а также удовлетворить ожидания клиентов.  

«Еще одна из точек роста – сделать роль перевозчика в общей цепочке поставок более значимой. Компании-производители, маркетплейсы могут использовать опыт, экспертизу и репутацию понятного игрока – эксперта транспортного рынка, каким, безусловно, сегодня является «Грузовичкоф»,  для улучшения своей репутации, конкурентоспособности, повышения добавленной стоимости. Выстроенная операционная деятельность перевозчика, благодаря которой он может доставить товар оперативно, точно в срок и по объективной стоимости, может и должна стать для конечного потребителя преимуществом при выборе поставщика как товара, так и логистических услуг», – подвел итог Михаил Назаров.